Вилочные погрузчики – зона ответственности тяжеловесов

На рынке подъемно-погрузочной спецтехники вилочный погрузчик является одной из наиболее распространенных и востребованных машин. Мы не раз писали о складских и других относительно компактных разновидностях вилочных погрузчиков, — а сегодня рассмотрим несколько более мощных моделей, способных справляться с грузами до 10 тонн и более

Говоря совсем просто, вилочный погрузчик представляет собой хорошо знакомый всем фронтальный погрузчик, однако при этом снабженный в качестве главного рабочего органа вилочным захватом — двумя массивными стальными полосами, изогнутыми под прямым углом. С его помощью он поднимает, опускает и перемещает грузы.

В классической компоновке вилочный захват располагается в передней части машины. Существуют разновидности вилочных погрузчиков с боковой загрузкой, предназначенные для транспортировки длинномерных грузов, оснащенные кроме вилочного захвата особой платформой, на которой располагается груз. Однако этой технике мы посвятили большую сравнительную статью в одном из прошлых номеров нашего журнала, и сегодня касаться ее не будем.

Вилочные погрузчики широко применяются в складском хозяйстве, на логистических терминалах, в инфраструктуре портов, на производствах самого разного рода. Их конструкция, компоновка и оснащение при этом в зависимости от сферы применения могут изменяться. Для работы в помещениях чаще используются машины с приводом от электромотора, питающегося от аккумуляторных батарей, тогда как на открытых пространствах чаще используют технику, оснащенную двигателями внутреннего сгорания, работающими на дизельном топливе или бен-зине. Машины второго типа отличаются большей мощностью и, соответственно, грузоподъемностью, однако при этом уступают первым в плане экологичности. В последнее десятилетие на рынке в немалом количестве также появились
модели, работающие на водородном топливе. включая достаточно мощные. Не редкость и гибридные модели, способные попеременно работать на бензине и газовом топливе.

Грузоподъемность — главная рабочая характеристика этих машин, — а также их устойчивость, как фронтальная, так и боковая, в большой мере зависят от конструкции шасси. Мощные модели погрузчиков, как правило, оснащаются жестким сварным каркасом шасси. Для устойчивости машины при работе с грузами, чтобы исключить вероятность опрокидывания, центр тяжести погрузчика располагается насколько это возможно низко. Колесное шасси погрузчика реализуется на пневматических или массивных (массив резины наложен на верхнюю поверхность обода) шинах.

Грузоподъемное устройство спецтехники этого рода представляет собой мачты, которые поднимаются при помощи гидроцилиндров. Вилочный захват погрузчика сконструирован таким образом, чтобы машина могла работать практически с любым грузом. Для удобства транспортируемые погрузчиком материалы часто размещаются на стандартные поддоны, изготавливаемые, как правило, из дерева. Хотя вилочные погрузчики предназначены главным образом для транспортировки штучных грузов, их возможности могут быть расширены при оснащении сменными орудиями: ковшами, обычными или двухчелюстными, для транспортировки легких насыпных грузов, или стрелой-укосиной для грузов, которые неудобно захватывать вилами. Установка клещевого захвата сильно упрощает работу с лесом и пиломатериалами, а одно- или многоштыревой захват позволяет перемещать грузы кольцеобразной формы. Существуют и другие, узкоспециализированные захваты, позволяющие транспортировать, складировать и кантовать с помощью вилочного погрузчика рулоны бумаги, оборудование в форме барабанов и так далее.

Грузоподъемность погрузчика на вилах колеблется в пределах от 1 до 10 тонн, а иногда и более. Высота подъема грузов машинами этого типа, как правило, – от 1,8 до 5,5 метра. Мощность силового агрегата у разных моделей составляет от 20 до 100 л.с. и более. Угол наклона грузоподъемника может составлять от 3° вперед до 12° назад. В данной статье мы рассмотрим три модели вилочных погрузчиков довольно высокой грузоподъемности от известных компаний-производителей.

YALE GDP 100DC

Одна из старейших компаний, специализирующихся, в числе прочего, на производстве вилочных погрузчиков, выпускает серию машин DC/EC, предназначенных для интенсивной эксплуатации и тяжелых режимов работы. Последнее нужно понимать в прямом смысле: грузоподъемность машин, позволяющих работать с грузами от контейнеров до колесосъемных захватов весом от 8 до 16 тонн. Эти вилочные погрузчики отлично подходят для складирования металлов, для работы с кирпичом и блоками, на производстве изделий из бетона и железобетона, а также в лесоперерабатывающей промышленности и портовом хозяйстве.

Семь моделей серии, отличающихся комплектацией и колесной базой, выполняются в двух комплектациях — Base или Value, отличающихся моделью трансмиссии и производительностью гидросистемы.

В интересующей нас весовой категории в данном модельном ряду Yale производит погрузчик GDP 100DC грузоподъемностью 10 тонн. Как и другие модели этой серии, он может оснащаться интегрированной кареткой бокового смещения вил с функцией позиционирования. Высота подъема в базовой версии для погрузчиков своего класса у него рекордная — она составляет 8 метров.

Основные технические характеристики модели YALE GDP 100DC
Габариты, мм 4494х2446х3033
Грузоподъемность, кг 10 000
Максимальная высота подъема, мм 3750
Мощность двигателя, кВт 116
Общий вес, кг 14 603

Эргономичный дизайн кабины и панорамное остекление обеспечивают максимальный комфорт работы оператора и отличную обзорность. Процесс проведения техобслуживания погрузчика GDP 100DC максимально упрощен за счет съемного кожуха двигателя, широкой нижней ступени, откидной крышки капота, гидравлического привода откидывания кабины. Этой же цели служат проложенные по противоположным частям рамы погрузчика гидравлические линии и электрическая проводка.

Емкость бака для дизельного топлива у погрузчика составляет 93,4 литра. Мощный и надежный дизельный двигатель Cummins QSB 6.7 с турбонаддувом мощностью 116 киловатт обеспечивает высокий крутящий момент на низких оборотах. По желанию клиента погрузчик может также быть оборудован экологичным газовым двигателем Cummins.

Трансмиссия Dana ТЕ-10, устанавливаемая на погрузчиках комплектации Base, имеет систему защиты от перегрузок и увеличенный ресурс работы. На комплектации Value устанавливается трансмиссия ZF, предназначенная для работы в тяжелых условиях и отличающаяся более эффективной системой охлаждения и позволяющая экономить до 5% топлива по сравнению с ТЕ-10. Обе трансмиссии обладают тремя скоростями переднего и тремя — заднего хода.

Двухсекционная мачта без свободного хода вил входит в стандартную комплектацию погрузчика. Она обладает высокой жесткостью всех элементов, обеспечивает отличную фронтальную обзорность. Большое перекрытие секций мачты при раскладывании обеспечивает стабильность обработки груза.

Василий Малиновский, Газпромнефть-Снабжение, филиал «Мурманск»:
«Эксплуатируем погрузчик Yale с начала 2014 года в климатических условиях района крайнего севера. За истекшие три года, могу сказать, что к машине претензий нет. Зарекомендовала себя как очень надежная и удобная в работе и обслуживании, все системы работают без проблем, соответствует всем заявленным характеристикам завода-производителя. Следует отметить уверенный запуск машины при низких температурах и очень комфортную кабину».

Каретка снабжена износостойкими накладками, на которые спинками опираются вилы с проушинами (Pintype). Скорость подъема вил с грузом — 350, а без груза — 400 миллиметров в секунду.

Просторная и эргономичная откидная кабина погрузчика с приводом подъема имеет панорамное остекление. Она оснащена стеклоочистителями с омывателем на лобовом, заднем и верхнем стеклах, и в качестве опции — широкоугольными зеркалами. Также по желанию клиента кабина может быть укомплектована кондиционером или системой климат-контроля.

На ЖК-дисплее отображаются коды ошибок в системах погрузчика, а также указатели давления и температуры масла в АКПП и ДВС и уровень топлива. Индикаторы позволяют контролировать исправность работы всех основных систем. Доступ для полной диагностики погрузчика (ДВС и АКПП, гидравлической системы) с помощью ноутбука позволяет быстро и точно определить причину неисправности, снижает время простоя техники.

Кресло оператора оснащается джойстиками управления гидравлическими функциями, встроенными в правый подлокотник; в качестве опции может устанавливаться джойстик. Кресло имеет широкий диапазон настроек по высоте, опционально может быть установлен пневматический амортизатор, обеспечивающий более комфортную работу.

Погрузчик GDP 100DC способен развивать скорость до 25 километров час с грузом и до 29,7 километра в час — без груза, а также преодолевать подъем 31% и 46% соответственно. Внешний радиус поворота у этой модели составляет 4111 миллиметров.

JAC CPCD100

В последнее время редкая статья в нашем журнале, сравнительная ли, обзорная, обходится без китайского образца спецтехники, и данный материал в этом смысле также не будет исключением. Впрочем, компания JAC, вилочный погрузчик производства которой мы рассмотрим поближе, не является в полном смысле китайской, хоть и имеет в этой стране статус государственной корпорации. Об этом нам сообщает само название-аббревиатура: J (Japan) — продукция компании создается на основе японских разработок и готовых узлов, прежде всего марок Nissan и Isuzu; A (America) — в плане сбыта предприятие в большой степени ориентировано на американский рынок и его продукция отвечает североамериканским стандартам; C (China) — сборка техники происходит в Китае. Кстати, Россия в деловой географии компании, насчитывающей 25 стран, занимает видное место: более тридцати дилеров JAC сегодня действуют в Уфе, Новосибирске, Владивостоке и других городах нашей страны.

Основные технические характеристики модели JAC CPCD100
Габариты, мм 4260x2245x2585
Грузоподъемность, кг 10 000
Максимальная высота подъема, мм 3000
Мощность двигателя, кВт 83
Общий вес, кг 13 360


JAC производит несколько линеек погрузчиков вилочного типа, предназначенных для работы как внутри помещений, так и на открытых площадках. Интересующая нас модель JAC CPCD100 имеет японский шестицилиндровый дизельный двигатель мощностью 83 киловатта, поэтому основная среда его обитания — железнодорожные станции, оптовые и перевалочные базы, порты, где он отвечает за подъем и штабелирование грузов интермодального типа, перенос и транспортировку груза на небольшие расстояния, а также погрузку и разгрузку транспортных средств, поднимая в своей стандартной комплектации грузы на высоту до трех метров. Заметим, что, как и в случае с предыдущим брендом, данный образец не является топовым в линейке производителя: некоторые модели вилочных погрузчиков JAC имеют грузоподъемность до 25 тонн.

Погрузчик CPCD100 — надежная машина, способная работать на площадках с любым качеством поверхности. В значительной мере это полезное качество машины достигается благодаря большой вариативности исполнения шин: пневматических — для более плавного хода и смягчения ударов, цельнолитых — для территорий с наличием повреждающих шины предметов, а также изготовленных из особого суперэластичного материала. Для погрузчика характерно легкое управление — по причине простоты его конструкции, наличия гидропривода рулевой и отзывчивой тормозной системы. Особенности планетарной передачи гарантируют машине износостойкость трансмиссии. А устойчивость в подъеме и погрузке дают машине четыре имеющиеся у нее специальные опоры. Универсальность агрегатов погрузчика обеспечивается широким ассортиментом сменного оборудования, которое он способен использовать — разного вида и назначения ковшей, захватов для рулонов
и бочек, отвалов, кран-балок и так далее. Основным же рабочим органом погрузчика выступают классические вилы длиной 1220 миллиметров.

Олег Данильченко, компания «СеБастиан», г. Николаев, Украина:
«В складском хозяйстве нашего предприятия несколько погрузчиков JAC — и электрических, и дизельных. Флагман — это, конечно, десятитонник CPCD100. Он очень мощный, эргономичный и тяговитый. Управлять им настолько просто, что одно удовольствие. Есть мнение, что много техники JAC — почти полные аналоги Isuzu. Не знаю, может, так оно и есть, но оригинальные «японцы» теперь многим не по карману — а JAC, который делают в Китае, и по цене приемлем, и с сервисом этой техники в Украине никаких проблем нет, как выяснилось. Да и заводская гарантия сроком на три с половиной года — это очень приличный срок».

Для погрузчика CPCD100 предусмотрен целый ряд дополнений, благодаря которым его производительность можно ощутимо улучшить. К их числу относится установка сдвоенных колес на передней оси, увеличение длины свободного хода, удлинение рабочих инструментов — зубцов вил и стрелы, а также дополнение высоты для подъемного оборудования. Комфорт оператора машины также можно повысить, установив на погрузчик особую отапливаемую кабину.

К числу достоинств модели CPCD100 нужно отнести ее экономичность: машина не требует частой заправки, и заполненного 140-литрового топливного бака ей хватит надолго. При этом для своего веса в 13 360 килограммов этот погрузчик имеет хорошую маневренность и эргономичность. Наружный габаритный радиус поворота этой модели составляет 3900 миллиметров.

Отметим, что кроме дизельных вилочных погрузчиков компания JAC также выпускает бензиновые, электрические и газовые, при этом грузоподъемность таких машин несколько меньше.

HYUNDAI 10 0D-7

Интересным образцом спецтехники корейского производства в интересующем нас классе выступает дизельный вилочный погрузчик Hyundai 100D-7. При собственном общем весе 14 915 килограммов он поднимает, опускает и транспортирует грузы весом все в те же 10 тонн. В стандартной комплектации погрузчик обеспечивает работу с грузами до предельной высоты в 3,3 метра. Благодаря своим относительно небольшим для техники подобного класса габаритам кроме работы на производственных площадках и в открытых помещениях он отлично справляется с погрузо-разгрузочными операциями внутри вагонов и контейнеров. Пневматические шины 10.00-20-16 облегчают погрузчику передвижение даже на неровной площадке.

Модель Hyundai 100D-7 оснащена автоматической коробкой передач, что позволяет водителю полностью сосредоточиться на своей работе. Радиус поворота погрузчика составляет 4,08 метра, что обеспечивает машине хорошую маневренность. Гидроусилитель руля позволяет оператору легко управлять машиной, забыв о весе груза.

Погрузчик из Кореи оборудован экологичным дизелем американского производства Cummins QSB5.9-C мощностью 115,5 киловатта. Улучшенная система быстрого запуска дизеля QOS (quick-on-start) гарантирует запуск на морозе до -30° меньше чем за 10 секунд.

Благодаря низкому (600 миллиметров) центру тяжести погрузчик обладает высокой устойчивостью. Рабочие тормоза у 100D-7 — гидравлические; на новых моделях погрузчиков этой марки используются необслуживаемые дисковые тормоза, плавающие в масляной ванне. Кстати, вместо одной привычной педали тормоза в кабине этой модели их целых две.

На рабочей площадке машина способна перемещаться со скоростью до 31,5 километра в час. Скорость подъема вил у 100D-7 с грузом — 440 мм/с без груза — 510 мм/с; скорость опускания с грузом — 510 мм/с, без груза — 460 мм/с. Габариты машины (длина до спинки вил/ширина/высота с опущенной мачтой): 4325х2450х3120 миллиметров.

Вячеслав Сердюков, заместитель генерального директора ООО «Стар Люкс», г. Нижний Новгород:
«При выборе погрузчика выбирали между японцем и европейцем, а купили в итоге корейца. При сопоставимом уровне качества цена у Hyundai — существенно ниже. По словам операторов, кабина на амортизаторах выше всяких похвал, работать в такой — одно удовольствие. Коробка-автомат для машин этого типа подходит идеально, главное — использовать вилочный погрузчик по его прямому назначению, а не в качестве тягача».

Рабочее место в кабине оборудовано эргономично. Рулевая колонка регулируется по росту оператора. Управление всеми приборами происходит с помощью одного расположенного под рулем рычага.

Кабина погрузчика не крепится жестко на шасси, а «плавает» на специальной подвеске из гидравлических амортизаторов HSC. Подобная система крепления позволяет конструкции погрузчика поглощать вибрацию и толчки, вследствие чего оператор ощущает минимальную тряску и меньше устает при работе. А для большей безопасности над головой оператора располагается жесткая решетка, соответствующая стандартам ANSI и EEC.

Нужно также отметить ряд других особенностей конструкции погрузчика Hyundai 100D-7 — возможно, не столь значительных на первый взгляд, но в совокупности очень упрощающих процессы управления и текущего обслуживания этой модели. Это удобный широкий капот, обеспечивающий легкий доступ к двигателю; емкость для тормозной жидкости, расположенная на видном месте, что позволяет быстро проверить уровень жидкости; быстросменный воздушный фильтр; водонепроницаемая приборная панель, все индикаторы на которой удобно сгруппированы. Кстати, все предохранители у погрузчика также собраны вместе, что позволяет при необходимости быстро заменить любой из них, а то и несколько сразу.

Ключ зажигания у погрузчика действует по принципу автомобильного: при его извлечении сразу обесточиваются все системы, что обеспечивает простую и эффективную защиту от случайностей.

ИТОГ

Мы рассмотрели три модели вилочных погрузчиков разных стран происхождения довольно большой грузоподъемности. Хоть для большинства людей классический вилочный погрузчик чаще ассоциируется с довольно миниатюрной техникой, в реальности часто приходится перемещать грузы весьма значительного веса. Именно для этого нужны погрузчики-тяжеловесы, вроде описанных выше.

Имея внушительные габариты и солидный вес, эта техника тем не менее достаточно проста в эксплуатации и обслуживании, а ее способность к транспортировке тяжелых грузов сберегает силы сотрудников и деньги владельцев компаний. Уже в стандартной комплектации эти машины поднимают груз на высоту до 4 метров, а их главный рабочий орган — вилы — стремится к длине в полтора метра, захватывая весьма габаритные штучные грузы. Скорость их подъема без загрузки обычно составляет 0,4—0,5 метра в секунду, скорость опускания вил без загрузки — около 0,3 метра в секунду. Выбирая оптимальную модель вилочного погрузчика, нужно соотносить ее с геометрией площадки, на которой ей предстоит работать — как правило, высота большинства таких погрузчиков-тяжеловесов с опущенной мачтой — 3,5 метра, с поднятой — 5,5 метра.

Управление с гидравлическим приводом, автоматическая трансмиссия и автоматическая коробка передач — другие характерные черты интересующей нас техники, присущие и рассмотренным нами выше моделям. Для большего сцепления с поверхностью и высокой надежности в отличие от своих младших собратьев они имеют двойные передние колеса. Часто подобная техника также оборудуется такими полезными функциями, как счетчик часов работы, зуммер заднего хода и аварийная сирена.

МОДЕЛЬ YALE GDP 100DC JAC CDCP100 HYUNDAI 100D-7
Габариты, мм 4494х2446х3033 4260x2245x2585 4325х2450х3120
Грузоподъемность, кг 10 000 10 000 10 000
Максимальная высота подъема, мм 3750 3000 3300
Мощность двигателя, кВт 116 83 115,5
Общий вес, кг 14 603 13 360 14 915

К особенностям, диктуемым требованиями безопасности, также относится закрытая кабина таких машин — помимо защитных функций она гарантирует оператору и больший комфорт при управлении погрузчиком. Конструкция мачты у всех трех моделей обеспечивает широкий обзор, что существенно уменьшает вероятность возникновения аварийной ситуации и повреждения груза.

Модель одного из мировых лидеров производства подъемно-погрузочной техники Yale благодаря наибольшей (3,75 метра стандартно и до 7 метров по заказу) высоте подъема и многим внедренным в ее конструкцию решениям можно смело назвать инновационной — и ее покупка, несомненно, станет ценным (во всех смыслах) приобретением для предприятия. Десятитонник от JAC располагает к себе возможностью получить погрузчик на основе японских комплектующих за меньшие деньги; доступность сервисного обслуживания и запчастей в России и странах СНГ также добавляет ему достоинств в глазах потенциального покупателя. Корейская машина от Hyundai создавалась с учетом возможной работы внутри вагонов и контейнеров — плюс доверие к этому бренду в России традиционно велико. Другими словами, у каждой из рассмотренных нами моделей есть свои очевидные достоинства — и какие именно из них окажутся самыми очевидными, в конечном счете решает сам, исходя из потребностей своего хозяйства, конкретных производственных задач и, конечно, личных предпочтений.

Благодаря своей экономичности и высокой грузоподъемности вилочные погрузчики-тяжеловесы используются во многих отраслях народного хозяйства. Пожалуй, единственным ограничением для подобной техники, оснащенной мощным дизельным двигателем, является ее использование на открытых площадках и в открытых же помещениях. Для работы внутри закрытых помещений используются, как правило, погрузчики, работающие на электричестве, газе и, в последние годы, на водородном топливе — пусть и не такие грузоподъемные, но в полной мере соответствующие самым высоким экологическим требованиям.

Распечатать


Подписка на новости с сайта

Мы сами не любим получать десятки писем с бесполезной информацией и отправлять их в спам, так что обещаем присылать только интересные письма и только по спецтехнике
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Категории
Вилочный мини-погрузчикПогрузчикиПогрузчикиФронтальный погрузчик (гусеничный)

Комментировать

*

*

Похожие

Журнал "Прогресс технологий"