Всё новое – это хорошо забытое старое

Интервью с профессором Игорем Альбертовичем Майбой

Еще недавно казалось, что престиж труда в промышленности и научно-технической сфере в нашей стране утрачен безвозвратно, что уже никогда чертежная доска и станок не сравнятся по степени привлекательности с офисным креслом. Отрадно, что в последнее время можно наблюдать некоторые робкие шаги и меры (от более твердых и уверенных эпитетов мы пока воздержимся) по изменению ситуации к лучшему. О том, как это делается в рамках одного отдельно взятого высшего учебного заведения, мы побеседовали с деканом факультета дорожных и строительных машин РГУПС, доктором технических наук, профессором Игорем Альбертовичем Майбой.

– Игорь Альбертович, как и когда возникла идея организовать при РГУПС техническую секцию для школьников?

– Не так давно у нас в университете произошла смена руководства. У новой команды, как это всегда бывает в таких случаях, есть новые, свежие идеи, своя позиция, своё видение различных вопросов. В частности, родилась мысль о необходимости оживить деятельность в сфере профориентации молодежи. Решили создать так называемые центры притяжения. Я их по привычке называю кружками, по сути, это кружки советского образца и есть, всё новое это хорошо забытое старое. Старая советская кружковая система, дававшая школьникам массу нужного и полезного, развалилась, из-за ЕГЭ пришла в упадочное состояние и олимпиадная деятельность. Взамен же ничего создано не было. И вот теперь мы потихоньку начинаем наверстывать упущенное. Мы планируем организовать школу автомобильного творчества, тематическую лабораторию по автосервису и автотюнинга, где ребята узнают, как ремонтировать машины, как их тюнинговать. Для этого проекта уже выделено несколько просторных помещений на вузовской территории. У нас есть педагоги, который имеют большой опыт работы школьниками и возьмут на себя работу наставников. Для начала планируем охватить школы из нашего района, а затем, конечно, рассчитываем на интерес ребят со всего города. Занятия будут проходить в выходные дни, скорее всего – в воскресенье.

– Насколько практика открытия подобных детско-юношеских центров при высших учебных заведениях распространена сейчас в России?

– С некоторых пор – да, такие центры начали появляться. У нас в Ростове, например, этим занимается ДГТУ. Появляются ростки на Дальнем Востоке. Но надо четко понимать – кружки это лишь очень малая, сама по себе ни на что не влияющая часть глобальной задачи по изменению отношения к образованию и работе в технической сфере. Нужно подвергать коренной перестройке саму государственную систему приоритетов, повышать престижность труда, формировать у молодежи устойчивое и подтвержденное фактами мнение, что работать в лаборатории, на заводе или на железной дороге – ничем не хуже, даже лучше, чем в банке или чиновничьем кабинете. Разве пойдет молодой человек на технический факультет, зная, что после долгой и трудной учебы его ждет мизерная зарплата и отсутствие внятных перспектив, да и с трудоустройством возникнут проблемы? Нам в этом плане полегче благодаря тому, что мы находимся в системе РЖД, это позволяет обеспечить почти стопроцентное и весьма пристойное по условиям трудоустройство выпускников. В этом году, например, набор инженеров-конструкторов производит ОАО “ВЭлНИИ” (Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения). Но не все имеют такие благоприятные условия, как мы. Поэтому повторюсь, надо перестраивать всю систему, целиком и повсеместно.

– У многих людей, так или иначе связанных с высших образованием, так называемый Болонский процесс вызывает скептицизм, у кого-то сдержанный, у кого-то более сильный. А что по этому поводу думаете Вы?

– Мое отношение можно охарактеризовать как двоякое. Есть свои минусы, присутствуют и плюсы. Минусы очевидны и многократно обсуждены: путаница в стандартах обучения, в частности, с кандидатскими и докторскими степенями; снижение уровня знаний выпускника – бакалавра; падение уровня качества получаемых знаний по причине уменьшения общих объемов учебного материала, что практически неизбежно грозит снижением уровня квалифицированности специалиста. Вместо привычного, устоявшегося пятилетнего курса ребята получают четырехлетний. На выходе мы имеем, если называть вещи своими именами, недоучек. Вы представляете, чем чревато для страны появление недоучившихся медиков, инженеров, конструкторов? Получается как в том анекдоте про летчика, который научился взлетать, а посадку еще не проходил. В общем, все это тотальное переформатирование устоев высшего образования чревато массой проблем и хлопот. С другой стороны, интеграция с европейской образовательной семьёй – сама по себе явление вполне положительное. Что плохого в том, что во Франции, Германии, Испании, Нидерландах дипломы российских университетов будут котироваться как ровня тамошним образовательным документам? Для начала, впрочем, надо увидеть, востребованы ли будут наши молодые специалисты не то что в Западной Европе, а хотя бы, к примеру, на Украине. А по-настоящему глубоко и серьёзно оценить результаты нашего участия в Болонском процессе можно будет оценить только через несколько лет. Сначала в 2015 году, когда состоится первый выпуск бакалавров – посмотрим, как на них отреагирует рынок. Затем еще через несколько лет увидим, как в итоге эти ребята устроились в жизни.

– И всё-таки, Игорь Альбертович, если говорить глобально – стоит ли нам ждать светлого будущего нашего высшего образования?

– Скажем так – думаю, у нас есть возможность это будущее обеспечить, за счет хотя бы огромного человеческого потенциала. Главное – не забывать, что функции высшего образования не ограничиваются узкой, пусть и очень важной миссией закладывания в головы молодых людей знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Есть еще минимум две задачи первостепенной важности. Первая из них – социальная. Приведу пример из жизни. В украинском городе Горловка, где я раньше жил, есть два серьёзных университета – технический (я сам там работал) и педагогический (там трудилась моя супруга). В начале 90-х, когда Украину накрыла волна общей постсоветской разрухи и хаоса, в Горловку приехала комиссия из Киева. Её члены с порога заявили, мол, будем ваши вузы закрывать по причине полнейшей их нерентабельности. Вузовские руководители пожали плечами – да ради Бога! Регион у нас депрессивный, видите на улице множество мрачных и крайне недовольных жизнью безработных людей разного возраста, готовый горючий материал для любого социального взрыва? Скоро их станет на шесть тысяч больше. Столичные ревизоры почесали затылки и сказали: ладно, вот тут что-то переделаем, тут сольем, тут разделим, ужмем, сократим, но закрывать не будем.

Вторая же задача – педагогическая. Можно сколько угодно иронизировать по поводу известного афоризма относительно «инженеров человеческих душ», но ведь он, по сути, совершенно справедлив. Ребята, поступающие в университет, совсем молоды, они, по сути, еще дети. И нам надо хорошенько постараться, чтобы они вышли от нас носителями достойных человеческих качеств, а не только профессиональных. Ведь любой адекватный руководитель, выбирая между двумя кандидатами, один из которых просто крепкий специалист, но приличный человек, а другой суперпрофи, но при этом беспринципный и склочный эгоист, выбирает первого – так как нормальные отношения внутри коллектива являются залогом его успешной работы. В идеале, конечно, хочется видеть в выпускниках сочетание профессионализма и человечности. К этому мы и стремимся.

Распечатать


Подписка на новости с сайта

Мы сами не любим получать десятки писем с бесполезной информацией и отправлять их в спам, так что обещаем присылать только интересные письма и только по спецтехнике
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Категории
Статьи

Комментировать

*

*

Похожие

  • Автогрейдер: эволюция

    Как это часто случается с изобретениями, прототип современного грейдера появился гораздо раньше, чем возникла потребность в машинах этого типа. Еще в конце XVIII века (а, если быть точным, в...
  • Гелиоэнергетика для города: пять впечатляющих проектов

    Современный город, потребляя значительное количество энергии для обеспечения жизнедеятельности сотен тысяч или даже миллионов жителей, особенно нуждается в дополнительных источниках энергии. Однако городская среда имеет некоторые ограничения для распространения...
  • Промышленная очистка воды

    Водоочистка и водоподготовка Часто разделяют водоочистку, в результате которой из воды удаляются примеси, вредные для здоровья человека и водоподготовку, когда воду приводят в соответствие с требованиями, диктуемых той или...
  • Высокая порода – телескопические погрузчики

    Способность работать на значительных высотах и в большом радиусе досягаемости делает телескопический погрузчик востребованной машиной как в складском деле, так и у строительно-монтажных компаний. Подать сыпучий груз или штучный,...
Журнал "Прогресс технологий"