Дорожный ремонт зимой

Холодное время года — не лучшее время для ремонта дорог, но если состояние дорожного полотна создает проблемы для движения транспорта а, следовательно, угрозу для жизни и здоровья людей, заняться его починкой все же необходимо. о реставрации покрытия целиком придется забыть до весны, а вот аварийный ямочный ремонт зимой выполняется нередко, при этом он имеет ряд особенностей и нюансов как технического, так и технологического характера

ХОЛОДНЫЙ АСФАЛЬТ

Отрицательные температуры в какой-то мере защищают дорожное покрытие от деформации. Однако в течение зимы неоднократные оттепели делают дорожные одежды особенно уязвимыми, в результате чего при интенсивном движении автотранспорта в них образуются ямы и выбоины. Самое простое, но отнюдь не лучшее решение — обнаружив глубокую выбоину, засыпать ее щебнем или битым кирпичом. Однако пройдут считанные дни — и от такого ремонта не останется и следа, операцию придется повторять снова и снова.

Гораздо более эффективным средством для ямочного ремонта зимой является холодный асфальт. При производстве в этот материал вводится специальная добавка, которая при хранении в герметичных условиях не позволяет ему затвердевать. А при дорожных работах его вязкость растет при снижении температуры. Используют холодный асфальт согласно технологии, не отличающейся принципиально от ремонта с применением горячего асфальтобетона. Укладка холодной смеси производится при ее температуре не ниже +5°С и при температуре окружающей среды не ниже чем -25°С. Движение по отремонтированному участку дороги можно открывать сразу же по окончании ямочного ремонта. Недостаток холодной смеси — довольно слабая сопротивляемость сдвигам. Поэтому дорожная марка, выполненная с ее применением, будет хорошим решением в тех местах дороги, где нет пробок. На перекрестках или остановках общественного транспорта использовать эту технологию не стоит. А вот интенсивное движение транспорта отремонтированному таким образом участку дороги не повредит — наоборот, машины уплотнят асфальт и сделают его более прочным.

РЕМОНТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОРЯЧЕЙ СМЕСИ

Если же асфальтобетонные заводы, работающие зимой, в регионе имеются и горячая смесь круглый год остается доступным материалом, лучше выполнить ремонт с ее применением. Другим важным условием, допускающим или препятствующим применению этой технологии, являются природные особенности региона. Длительность холодного сезона, степень промерзания грунта, абсолютное значение отрицательных температур — все это необходимо принять во внимание, прежде чем начать ремонт с использованием горячей смеси. Количество промерзшего грунта в насыпи не должно быть более 70%, а его максимальный размер — 20—30 сантиметров. Допустимая высота земляного полотна при температуре воздуха –20°С не должна превышать два с половиной метра — тогда как при -5°С такого ограничения нет.

Важным условием для выполнения качественного дорожного ремонта зимой является поддержание температуры асфальта от +80°С и выше. В отличие от ремонта в теплое время года, выбоина сперва разогревается и уже после очищается, прогрунтовывается, а затем укладывается асфальт. При соблюдении технологии ремонта горячий асфальто-бетон позволяет отремонтировать ямы и выбоины на более длительный срок, чем холодная смесь. Добавим, в зимних условиях из-за отрицательных температур остывание уложенной горячей смеси происходит намного быстрей, чем летом, — таким образом, движение по отремонтированному этим способом участку дороги может быть возобновлено уже через двадцать-тридцать минут.

ЛИТОЙ АСФАЛЬТ

Горячая тестообразная смесь из битума высокой вязкости — литой асфальт — является хорошим вариантом для ямочного ремонта дороги в холодное время года. Уложенная смесь при остывании уплотняется сама собой, даже при отсутствии катка. Температура укладки литого асфальта должна быть не ниже +200°С (а в идеале +220°С — +230°С), что диктует особые требования к ее транспортировке.

Литой асфальт применяют для ремонта сравнительно небольших дефектов дорожного полотна — трещин, выбоин и так далее. Для более масштабных дорожных работ используется литая асфальтобетонная смесь, о приготовлении и укладки которой мы поговорим подробнее.

ЛИТАЯ АБС И БРИКЕТЫ-ПОЛУФАБРИКАТЫ

Литая АБС может быть приготовлена как непосредственно перед выполнением дорожного ремонта, так и заранее, с последующим хранением в виде брикетов-полуфабрикатов. В состав литой асфальтобетонной смеси входят щебень фракций 5—20, песок, как природный, так и из отсевов дробления, минеральный порошок и битум. Для смеси, заготавливаемой в виде брикетов, минеральный порошок не используется; процент битума в такой смеси несколько меньше.

Для приготовления литой АБС требуются щебень и песок влажностью не более 1%, абсолютно сухой минеральный порошок (как правило, он расфасован в мешки по 20 или 30 килограммов), а также битум, в твердом или обезвоженном виде. Коснемся вкратце технологии приготовления литой смеси в термосбункере, а также брикетов и брикетов-полуфабрикатов.

Для получения горячей литой смеси в котле разогревают нужное количество битума и добавляют к нему песок, щебень и минеральный порошок (порциями по 10%). Все это перемешивается в течение двух-трех часов при температуре, достигающей 230 градусов по Цельсию. Затем готовая смесь транспортируется в термосбункере к месту работ. Возможен вариант приготовления литой АБС с применением вторичного асфальтобетона.

Брикеты заготавливаются, как правило, осенью из смеси, полученной в асфальтосмесительной установке, или на асфальтобетонном заводе, или же в термос-бункере. Горячая смесь заливается в специальные формы, поверхности которой заранее обработаны антиадгезивом. После остывания брикеты извлекают из форм и упаковывают в полиэтилен — готовые мешки или пленку. Упакованные брикеты хранят в прохладном месте в штабелях высотой до одного метра на поддонах.

Когда требуется выполнить дорожный ремонт, брикеты помещают в разогретый термос-бункер и помешивают. Брикеты подаются порциями не более 10% от объема бункера каждая; новая партия брикетов поступает тогда, когда разогрелась предыдущая. В результате получается однородная, вязкотекучая смесь температурой 230 градусов, которую транспортируют к месту работ и используют для дорожного ремонта.

Существует вариант приготовления брикетов-полуфабрикатов, для получения которых минеральный порошок не добавляется, а вяжущее применяется в объеме 70% от требуемого рецептурой количества. При дальнейшем использовании таких полуфабрикатов в термос-бункер помещаются куски строительного битума БН 40/50, БН 70/30 в количестве 30% от требуемого по рецепту содержания вяжущего в смеси, который разогревается до температуры не менее 140 градусов, и после партиями туда же добавляются брикеты-полуфабрикаты; в процессе приготовления смесь постоянно помешивается. После растапливания ингредиентов до вязкотекущего состояния в смесь добавляют минеральный порошок, снова перемешивают с нагревом до вышеупомянутой отметки в 230 градусов. Полученную таким образом готовую смесь подают к месту дорожного ремонта.

ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОГО РЕМОНТА ЗИМОЙ

У дорожного ремонта в холодное время года есть ряд особенностей. Некоторые из них мы отметили в начале материала, а теперь более развернуто скажем и об остальных.

Для зимнего времени характерно увеличение толщины укладки в среднем на один сантиметр: общая ее толщина составляет 5 сантиметров и более. Для дорожного ремонта в холодное время года характерно использование большего содержания битума. При ремонте, предполагающем использование горячих материалов, они подаются автотранспортом, оснащенным специальными бункерами термосного типа, либо самосвалами с утепленными кузовами для сохранения максимально высокой температуры.

Уплотнение асфальтобетонной смеси проводится вибрационными катками, катками на пневматических шинах либо, при ремонте на малых площадях, с помощью оборудования ручного класса.

При подготовке карты для ямочного ремонта применять отбойный молоток зимой не рекомендуется во избежание образования микротрещин, сколов, новых выбоин и других разрушений. Готовить карту предпочтительно с помощью резательного оборудования.

Для заделки ям глубиной в 10 сантиметров и более смесь укладывают сразу, в один слой. При работе с мелкими выбоинами — глубиной до трех сантиметров — их сперва углубляют до 5 сантиметров и только после этого заполняют асфальтобетонной смесью.

Ремонтные работы выполняются в безветренную погоду или при относительно слабом ветре. Если скорость ветра превышает пять метров в секунду, а столбик термометра опускается ниже минус пятнадцати градусов по Цельсию, от дорожно-ремонтных работ следует временно воздержаться до наступления более благоприятных погодных условий. Хотя при укладке холодного асфальта нижний предел температуры, при которой проведение ремонтных работ возможно, составляет -25°С.

Как правило, процедуры, связанные с реставрацией дорожного полотна в холодное время года ограничиваются ямочным ремонтом. Более масштабные работы, связанные с заменой больших площадей дорожного покрытия, целесообразней выполнять с наступлением весны. Ремонт асфальтобетонного покрытия, выполняемый зимой, требует от задействованных в этом процессе предприятий и их подразделений оперативной и согласованной работы: своевременного приготовления материалов и их подачи к месту работ, качественной подготовки карты и собственно укладки и уплотнения АБС в соответствии с применяемой в том или ином случае технологией.

Распечатать


Подписка на новости с сайта

Мы сами не любим получать десятки писем с бесполезной информацией и отправлять их в спам, так что обещаем присылать только интересные письма и только по спецтехнике
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Категории
Дорожно-строительная техника

Комментировать

*

*

Похожие

  • Аренда самосвала

    Российский рынок предлагает широкий выбор спецтехники и коммерческого транспорта, включая варианты их его приобретения: покупка, лизинг, аренда. Если вас интересует возможность транспортировки грузов с последующей быстрой выгрузкой, то стоит...
  • Аренда экскаватора

    Что такое экскаватор? Конструктивно экскаватор представляет собой машину на раме, с закрепленным опорно-поворотным устройством, на котором монтируются: платформа с силовой установкой кабина оператора трансмиссионные узлы стреловое оборудование с ковшовым...
  • Тяни и толкай – Гусеничный бульдозер

    ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫЙ АГРЕГАТ Гусеничный бульдозер — разновидность спецтехники, представляющая собой трактор-тягач, снабженный отвалом с ножами в качестве основного рабочего органа. Его главное назначение — разработка и перемещение грунта и сыпучих субстанций. Эта техника...
  • Аренда погрузчика

    Если составлять перечень спецтехники, наиболее востребованной в наше время широким кругом потребителей – от коммунальных хозяйств до крупных складов и дорожно-строительных управлений – то в Топ-10 этого списка обязательно...
Журнал "Прогресс технологий"