Мировой пожар… потушим!

Лето – пора повышенной пожароопасности, время, когда особо часто вспыхивают сухая трава и лес, когда огонь беспощадно рушит и народное хозяйство, и человеческие жизни. Поэтому в нынешнем номере «Югспецтехники»...

Лето – пора повышенной пожароопасности, время, когда особо часто вспыхивают сухая трава и лес, когда огонь беспощадно рушит и народное хозяйство, и человеческие жизни. Поэтому в нынешнем номере «Югспецтехники» разговор о пожарной техники будет особенно актуален. Наш сегодняшний собеседник – признанный специалист по заданной тематике, заместитель генерального директора ЗАО «ТРАСТ» Валерий Павлович Немыкин.

– Какие российские предприятия, специализирующиеся на производстве пожарной техники, в настоящий момент относятся к числу наиболее значимых?

– Таких предприятий не так много. Это завод пожарной техники в Торжке, позиционирующий себя в качестве лидера отрасли – некоторые из выпускаемых там машин по пятибалльной шкале действительно заслуживают оценки «пять с плюсом», но именно что некоторые, далеко не все. Хорошая продукция у челябинского завода «Уралпожтехника», подмосковного производственного объединения «Берег», Посевнинского машиностроительного завода, это в Новосибирской области. Сейчас делать хорошие машины на шасси МАЗ начал выпускать завод в Смоленске. Самую же, на мой взгляд, нормальную по техническим характеристикам технику выпускает завод в Варгашах (посёлок городского типа в Курганской области). Пожарными машинами данное предприятие стало заниматься сравнительно недавно, в советское время это был ведомственный завод МВД, выпускавший автозаки. Рабочая сила там подешевле, поэтому и продукция по соотношению цена-качество вполне приемлема.

– Есть ли какие-то поломки и повреждения, наиболее характерные именно для пожарной техники?

– В первую очередь это износ шасси, которые эксплуатируются с нарушением всех режимов. Вообще при использовании пожарной техники нарушается около десяти эксплуатационных режимов. Скажем, зимой надо перед поездкой прогреть двигатель, в случае с пожарной машиной такой возможности, конечно, нет, счёт времени идёт на минуты и даже секунды. Поэтому, бывает, по износу списывают машины с небольшим пробегом, 11-17 тысяч. Из специфических повреждений можно отметить поломки центробежного колеса, попадание кирпичей через всасывающий рукав.

– Как осуществляется сервисное обслуживание пожарных машин?

– Машины обязательно проходят ТО-1, ТО-2, технический осмотр перед тем как заступить на дежурство. Ремонт же осуществляется в самом пожарном депо, как правило, есть старший водитель который за этим следит. Раньше в Ростове был технический отряд, куда везли машины в случае поломки, но его функционирование было делом достаточно затратным. Теперь же спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Для замены изношенных деталей выписывают новые с завода. Кроме того, в каждой пожарной охране должен быть стопроцентный резерв машин разного типа на случай, если техника, действующая в данный момент, внезапно выйдет из строя.

– Каков минимальный объём воды, с которым пожарные могут отправляться к месту возгорания?

– Минимальный объём воды? Вот есть такая поговорка, мол, приехали пожарные, а воды нет. На самом деле это приехал насос, цистерна у него и не предусмотрена, источник воды изыскивается на месте, гидрант или водоём. Если он близко, то нужно пять-шесть рукавов, далеко – необходима ещё одна машина для перекачки. Есть автомобиль быстрого реагирования на базе Газели, у которого объём одна тонна воды, заскочил – быстро потушил. Наиболее распространённый объём – 2, 5 куба воды, сейчас становятся популярными 3, 3,2, 4. Всё зависит от завода-изготовителя, конкретных нормативов нет.

– Насколько часто обновляется парк пожарных машин?

– Раньше были какие-то нормы. Был когда-то установлен срок эксплуатации восемь лет, но есть машины, которые эксплуатируются с 70-х-80-х годов, очень дорогостоящее удовольствие покупка новых. Ведь как обстоит дело с финансированием пожарных частей? Есть объектовые части, финансируемые объектами, к которым они приписаны, и те, которые состоят на довольствии города, области. Если у объекта с деньгами всё в порядке – можно обновлять парк часто, раз в три-четыре года, иметь как боевой расчёт, так и резерв. А если нет… Поэтому по улицам Москвы ездят ЗИЛы-130, которые не выпускают уже лет двадцать. Предпочтение отдаётся ремонту старой техники. Сейчас, скажем, проходит много аукционов и тендеров по ремонту машину, которые Прилукский завод делал на базе ЗИЛ-131 с полным приводом – на сельской местности, по грязи лучше её не найти.

– Пользуется ли в России спросом зарубежная пожарная техника?

– Есть один нюанс – с иностранными машинами у нас не адаптированы соединительные головки. Но это вопрос решаемые, обеспеченные компании покупают машины на шасси Mercedes, Man, Volvo, Scania, Renault, они переделываются быстро и беспроблемно. Иностранные машины используют 3-4% российских организаций и предприятий. Такие компании, как Роснефть и Туапсинский нефтеперерабатывающий завод, полностью отказались от российской пожарной техники. Конечно, у зарубежной техники огромное количество преимуществ по сравнению с нашей -и в долголетии, и в скоростных режимах, и в большинстве технических характеристик. Так, у нас насосы, рассчитанные на 40, сейчас на 60 литров воды в секунду, у них же и на 100, и 110 в зависимости от задачи, стоящей перед конкретной машиной. Сейчас даже в Турции научились делать хорошие машины, превосходящие по качеству. Мы бы тоже их делали, всё дело упирается в спрос. Ведь по уровню технической подготовки персонала, по готовности воплощать в жизни инновационные идеи тот же наш «Стройнефтемаш» зарубежным производителям точно не уступает. Пара примеров. Десять лет назад я спроектировал и создал автомобиль для тушения нефтяных резервуаров на шасси Scania по заказу «Черномортранснефти». В нём были объединены элементы и свойства четыре машины – может спасать людей (спасательная люлька), есть установка для пожаротушения «Пурга» – тушить вылившуюся нефти, может использоваться как автомобиль воздушно-пенного тушения, есть насос «Розенбауэр», поэтому нужен насосный ход. Выставляли этому модель на ВДНХ, на Васильевском спуске, промышленного же производства не наладили только потому, что в Англии тогда создали аналогичную машину, где все эти функции предусмотрены изначально, а не собраны с разных машин. Примерно тогда же я создал машину с одиннадцатикубовой цистерной, совместив в ней обычную цистерну и пенный ход – модель заняла в Москве на выставке «Пожарная безопасность. XXI век» в 2003 году первое место. Так что наработок достаточно – дело за спросом.

Распечатать


Подписка на новости с сайта

Мы сами не любим получать десятки писем с бесполезной информацией и отправлять их в спам, так что обещаем присылать только интересные письма и только по спецтехнике
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Категории
Статьи

Комментировать

*

*

Похожие

  • Автогрейдер: эволюция

    Как это часто случается с изобретениями, прототип современного грейдера появился гораздо раньше, чем возникла потребность в машинах этого типа. Еще в конце XVIII века (а, если быть точным, в...
  • Гелиоэнергетика для города: пять впечатляющих проектов

    Современный город, потребляя значительное количество энергии для обеспечения жизнедеятельности сотен тысяч или даже миллионов жителей, особенно нуждается в дополнительных источниках энергии. Однако городская среда имеет некоторые ограничения для распространения...
  • Промышленная очистка воды

    Водоочистка и водоподготовка Часто разделяют водоочистку, в результате которой из воды удаляются примеси, вредные для здоровья человека и водоподготовку, когда воду приводят в соответствие с требованиями, диктуемых той или...
  • Высокая порода – телескопические погрузчики

    Способность работать на значительных высотах и в большом радиусе досягаемости делает телескопический погрузчик востребованной машиной как в складском деле, так и у строительно-монтажных компаний. Подать сыпучий груз или штучный,...
Журнал "Прогресс технологий"