РЕДАКЦИОННЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «РОССИЙСКИЙ РЫНОК СПЕЦТЕХНИКИ И КОММЕРЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА В ЭПОХУ ВОЙНЫ САНКЦИЙ. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЗАРУБЕЖНЫМ ПОСТАВКАМ»

Ситуация на рынке спецтехники и коммерческого транспорта по мнению представителей компаний-производителей

14 ноября в конференц-зале Группы компаний «Траст» прошел круглый стол, посвященный текущим реалиям отечественного рынка спецтехники. Деловая встреча, организованная редакцией журнала «Прогресс технологий», собрала вместе представителей производственных предприятий, компаний-дилеров техники известных марок, а также сотрудников средств массовой информации.

Всех собравшихся за круглым столом приветствовал главный редактор журнала «Прогресс технологий» Вадим Германюк. Он отметил, что мероприятия в подобном формате для редакции специализированного издания и его партнеров становятся доброй традицией: нынешний круглый стол – уже четвертый по счету в 2014 году. За это время журнал изменил название, расширил круг читателей и увеличил долю материалов, посвященных технологиям и инновациям. При этом число статей, посвященных спецтехнике и коммерческому транспорту по-прежнему велико: все рубрики и разделы журнала, сформировавшиеся за одиннадцать лет выпуска, остаются на своих местах и из номера в номер пополняются материалами на актуальные для отрасли темы. Что касается редакционных круглых столов, с каждым разом они проходят все более динамично, в атмосфере неформального общения профессионалов: около трети времени отводится на сообщения участников, и все остальное – на обсуждения и обмен мнениями. Сама тематика докладов такова, что позволяет взглянуть на заявленную тему с разных плоскостей: с точки зрения производителей, трейдеров, потребителей техники, игроков рынка аренды и лизинга.

В этом смысле не стал исключением и нынешний редакционный круглый стол. В нем приняли участие руководители, коммерческие директора и начальники отделов компаний«Грифон» (официальный дилер «Мерседес-Бенц Тракс Восток»), «Транзит-Дон», «ЮгАвтохолдинг» (официальный дилер «ЧЕТРА – Промышленные машины»), «Техстройконтракт» (официальный представительHCMRHitachi), «Трак-Эмпайр Сервис» (официальный дилер DAF), «ГАЗ Лидер» (официальный дилер «Группы ГАЗ)и «Траст – Инжиниринг» (Группа компаний «Траст»).

Тема круглого стола звучит не слишком оптимистично, но вполне отражает реалии сегодняшнего дня. По состоянию на ноябрь текущего года хорошими новостями можно считать сообщения о том, что у того или иного производителя спецтехники, скажем, на 12% замедлился рост падения продаж – и это отнюдь не преувеличение. Виной тому – как завершение строительного бума, связанного с Сочинской олимпиадой и другими масштабными строительными объектами, так и пресловутая «война санкций». В ходе последней многие ведущие мировые производители спецтехники и коммерческого транспорта кардинально пересмотрели свою политику на российском рынке и существенно сократили штат специалистов, ранее работавших с Россией. Цены на импортную технику, зафиксированные зарубежными производителями в долларах и евро, увеличению продаж в России также не поспособствовали. Об этом говорили присутствовавшие на круглом столе представители компаний-дилеров таких известных брендов как DAF, MAN, MERCEDES и других. В 2014 году продажи грузовых автомобилей этих марок только на юге России упали от 20% до 50%. Сопоставимая ситуация и в большинстве других регионов страны.

Ведущие производители из России также далеки от оптимизма. К примеру, продажи техники «Группы ГАЗ» снизились в среднем на 20%. При этом наименьшее снижение приходится на сегмент легкого коммерческого транспорта. Такие модели, как «Валдай» и «ГАЗон Next» продаются по-прежнему неплохо. Что касается программы утилизации, запущенной «Группой ГАЗ», количество автомобилей, проданных по ней дилерами в ряде российских регионов в конце сентября и октябре увеличилось на 30%.

Отечественной технике российского производства на примере завода HCMR в Твери был посвящен докладКонстантина Костомарова, директора компании «ТехСтройКонтракт». Расположенный в Твери, это самый северный в мире завод, выпускающий технику марки Hitachi и семнадцатое по счету предприятие, открытое компанией за пределами Японии. С конца прошлого, 2013 года здесь производятся четыре модели гусеничных экскаваторов мощностью от 20 до 33 тонн. Это не сборочное производство, а именно завод: на предприятии в России изготавливаются ходовая часть, основная рама, противовес, стрела и некоторые другие части гидравлических экскаваторов, что позволяет снизить отпускную цену на технику Hitachi местного производства на 350 тысяч рублей. Это позволяет ей успешно конкурировать с более дорогими аналогами от Doosan, Hyundai, CAT, Komatsu.

Из Японии же поставляются кабины, топливные баки, механизмы хода и поворота, двигательные ковши и насосы. На заводе HCMR в Твери трудятся около двухсот человек, 26 из которых – японские специалисты, ответственные за контроль сборки и техническое консультирование. Хотя на всей технике этого бренда, независимо от того, где она произведена, стоит маркировка Made by Hitachi, российские экскаваторы отличаются от своих зарубежных собратьев наличием камеры заднего вида и дополнительными передними фонарями на крыше кабины. Связано это с некоторыми особенностями эксплуатации спецтехники в России. Что касается качества сборки, оно столь же высокое, как у всех прочих машин этого бренда. На заводе в Твери осуществляется ультразвуковой контроль деталей, ведется мониторинг качества затяжки болтов. Кроме того, эксплуатационные качества каждой машины проверяются непосредственно перед отгрузкой. В соответствии с современными требованиями к спецтехнике, экскаваторы Hitachi могут управляться дистанционно, с помощью 3D-систем и приборов машиноконтроля.

Разумеется. общее ухудшение экономической ситуации в стране не обошло стороной и завод HCMR в Твери. Только в ноябре отпускная цена на экскаваторы местного производства, включая самые популярные двадцатитонники, выросла на 10%, что не могло не насторожить покупателей. В то же время цены на сервисные услуги и запчасти к экскаваторам, производимые в Индии, Турции, Китае, пока держатся на прежнем уровне. Это немаловажное преимущество, если учесть, что обслуживанием экскаваторов Hitachi в России занято около сотни специализированных пунктов.

Алексей Гусев, сотрудник компании «Югавтохолдинг» – официального представителя ОАО «ЧЕТРА – Промышленные машины», сделал доклад о рынке аренды и лизинга спецтехники в России, отражающий точку зрения на этот вопрос одного из крупнейших отечественных производителей в отрасли. По мнению специалистов «ЧЕТРА – Промышленные машины», рынок аренды в России находится в состоянии роста.

Благо, здесь пока есть, куда расти: в современной России его объем оценивается примерно в 50 миллиардов рублей, что в десятки раз меньше, чем в развитых европейских странах, где около четверти инвестиций в приобретение спецтехники и оборудования производится арендными компаниями.

Рынок аренды в нашей стране сильно фрагментирован: около 80% его занимают небольшие, как правило, монобрендовые компании, и остальные 20% – пятерка крупнейших компаний, специализирующихся на спецтехнике.

Основной драйвер развития этого рынка – строительство. Главным продуктом на рынке аренды является дорожно-строительная техника и оборудование: его доля составляет 50% от всего оборота. Если рассматривать популярность этих услуг в разных частях страны, наиболее востребована аренда в Центральном и Северо-Западном Федеральных округах – включая Москву и Санкт-Петербург. Но, конечно же, не только в них. Локомотивом развития строительного рынка и всего рынка аренды спецтехники, должна стать активная подготовка России к проведению Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. По прогнозам экспертов PMR Corporate только по итогам 2014 года объем строительных работ в России вырастет на 5, 95 миллиардов рублей по сравнению с 5, 9 миллиардов в 2013 году.

Все это позволяет предположить ускорение темпов роста рынка аренды в среднесрочной перспективе. И дефицит оборотных средств у небольших строительных компаний играет здесь на руку арендным фирмам. Клиентам, не готовым тратить средства на покупку дорогостоящей спецтехники, необходимо выполнить необходимый объем работ, не привлекая значительных денежных средств. В такой ситуации аренда с правом выкупа позволяет клиенту выполнить задачу и приобрести машины для своего технологического парка, предварительно оценив их эксплуатационные качества. Кроме того, при реализации этой схемы строительной компании не нужно тратиться на содержание стоянки техники, дополнительный сервис, приобретение дорогостоящего инструмента и запчастей, а также их хранение: все это делает компания-арендодатель. Таким образом, в России вслед за странами Запада, постепенно происходит смена «менталитета собственника» на «менталитет арендатора». В итоге, эксперты уже упомянутой PMR Corporate закладывают рост рынка арендной техники в России до 60 миллиардов рублей к 2017 году.

По мнению специалистов «ЧЕТРА – Промышленные машины» рынок аренды спецтехники ждет дальнейший рост.

Учитывая июньское постановление правительства, запрещающее покупку импортной строительной техники для государственных и муниципальных нужд, в большем выигрыше останутся арендные компании, в парке которых представлена техника российского производства. Одна из таких – «Арендно-сервисная компания», работающая с техникой марки ЧЕТРА.

Что касается российского рынка лизинга, на нем заметна стагнация. Только за первое полугодие, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» сумма сделок на нем уменьшилась на 15%.

Вместе с тем рынок лизинга – один из немногих, в целом показавших в 2014 году рост. На год будущий прогнозы экспертов колеблются от нулевого роста до падения на 20% в случае развития негативного сценария.

Подводя итоги редакционного круглого стола, нужно отметить, что год 2014 останется в истории отрасли как период значительное падение спроса на спецтехнику и коммерческий транспорт. Виной тому – новый виток глобального экономического кризиса во всем мире, высокий курс валют, шаткое положение российской экономики из-за западных санкций. Все это повлекло за собой резкое падение спроса на спецтехнику, прежде всего импортного производства, и непременно повлечет за собой серьезное ужесточение конкуренции в будущем 2015 году. Несмотря на негативную динамику в отрасли в целом, участники круглого стола отметили ряд позитивных моментов, связанных ,прежде всего, с рынком аренды, увеличением спроса на отечественную технику, реализуемую по программам утилизации и ряд других. Окажется ли российский рынок способным адекватно ответить на вызовы времени, в том числе – развивая программы импортозамещения – покажет недалекое будущее.

Распечатать


Подписка на новости с сайта

Мы сами не любим получать десятки писем с бесполезной информацией и отправлять их в спам, так что обещаем присылать только интересные письма и только по спецтехнике
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Категории
Статьи

Комментировать

*

*

Похожие

  • Автогрейдер: эволюция

    Как это часто случается с изобретениями, прототип современного грейдера появился гораздо раньше, чем возникла потребность в машинах этого типа. Еще в конце XVIII века (а, если быть точным, в...
  • Гелиоэнергетика для города: пять впечатляющих проектов

    Современный город, потребляя значительное количество энергии для обеспечения жизнедеятельности сотен тысяч или даже миллионов жителей, особенно нуждается в дополнительных источниках энергии. Однако городская среда имеет некоторые ограничения для распространения...
  • Промышленная очистка воды

    Водоочистка и водоподготовка Часто разделяют водоочистку, в результате которой из воды удаляются примеси, вредные для здоровья человека и водоподготовку, когда воду приводят в соответствие с требованиями, диктуемых той или...
  • Высокая порода – телескопические погрузчики

    Способность работать на значительных высотах и в большом радиусе досягаемости делает телескопический погрузчик востребованной машиной как в складском деле, так и у строительно-монтажных компаний. Подать сыпучий груз или штучный,...
Журнал "Прогресс технологий"