РОССИЙСКИЕ ОТРАСЛЕВЫЕ ИЗДАНИЯ И НАКРЕНИВШИЙСЯ РЫНОК ПЕЧАТНЫХ СМИ

Влияние экономической ситуации на рынок СМИ в 2015 году

Как и вся отечественная экономика, печатные периодические издания в 2015 году в полной мере ощутили влияние кризиса — причем изданий отраслевых он коснулся, пожалуй, даже в большей степени, чем общественно-политических. Хотя в общем и целом причины «похудения» и уменьшения тиражей у отраслевых журналов и газет примерно те же, что и у остальной российской прессы, есть здесь и некоторая специфика, в которой мы попытались разобраться.

Электронная альтернатива?

Рассматривая финансовые параметры рынка прессы в России и, в частности, состояние рекламных поступлений, нужно отметить начавшееся в 2014 и в продолжившееся в 2015 году снижение этих показателей. В большей степени на этот процесс влияет системный кризис российской экономики, охвативший большинство ее сегментов, включая издательское дело — и, в значительно меньшей — так называемая цифровая революция, смещение части читающей аудитории в сторону интернет-ресурсов и электронных носителей информации. Действительно, большинство современных печатных изданий (отраслевые газеты и журналы здесь также не являются исключением) имеют интернет-версии, содержащие архив номеров, контент, не вошедший в печатную версию и т. д. .Однако, учитывая несопоставимость доход рекламных поступлений от публикации в печатных и электронных СМИ (доход от электронных составляет 8%-12% дохода от печатных) именно первые еще долго будут лидировать на рынке периодических изданий. Для отраслевой прессы, которая, как правило, не продается в киосках, а существует за счет рекламных поступлений и подписки, это верно вдвойне. Как сказал генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ» П.Ю. Филенков, «Мы рассматриваем электронные СМИ не как убийц печатных изданий, а как их помощников: они способствуют продвижению печатного контента, выступают в качестве альтернативной формы донесения информации, способом распространения рекламы». Добавим, что отраслевые печатные издания, значительная часть тиража которых распространяется на профильных выставках и форумах, вызывают у посетителей интерес гораздо больший, чем информация на компакт-дисках, флэш-картах и других электронных носителях, значительная часть которых оседает в столах, портфелях, карманах и так никогда и не открывается потребителем — тогда как яркий журнал на хорошей бумаге будет, как минимум, им просмотрен, а наиболее интересные из материалов – прочитаны. Так что, несмотря на относительную популярность сетевых и мобильных версий отраслевых газет и журналов, именно печатные издания по-прежнему остаются наиболее востребованными читателем и привлекательными для рекламодателей. С другой стороны, ситуация, сложившаяся в отечественной экономике, сильнее всего ударила именно по печатным СМИ.

Все стрелки вниз

2015 год для печатных СМИ стал периодом если не падающего, то основательно накренившегося рынка. Помимо главного «кормильца» отраслевых СМИ — рекламодателя, доходы от публикации материалов которого в прошлом году уменьшились в целом по сегменту газет и журналов на 32%, ощутимо выросли и цены на бумагу.

Особенно болезненным это стало для изданий, выходящих в высоком качестве на импортной мелованной бумаге, качественного аналога которой в России не производится. При этом, учитывая ослабление курса рубля по отношению к доллару и евро, подорожала не только сама бумага, но и ее ввоз, а также печать журналов за границей — для тех изданий, которые придерживаются такой бизнес-модели. Кроме того, продажи по подписке — по всему рынку печатных СМИ, и отраслевые здесь также не стали исключением — сократились сравнительно с 2014 годом на 6%, общее подорожание прессы составило 14%, а суммарный тираж печатных газет и журналов в стране уменьшился на 15%. Это официальные данные из отчета российского Агентства распространителей печатной продукции (АРПП). Кстати, розничные продажи печатных СМИ в 2015 году сравнительно с предшествующим сократились не так значительно, всего на 2,3% – но эта статистика для отраслевых изданий, распространяющихся по подписке и на профильных выставках, форумах и т.д., значения практически не имеет, хотя и дополнит общую картину рынка печатных СМИ в России.

В поисках выхода

Естественно, в сложившихся экономических реалиях печатные отраслевые издания стремятся не просто сэкономить, уменьшив периодичность, тираж или количество страниц, но и увеличить доход — или, как минимум, удержать его на прежнем уровне. Первое, что предпринимается для этого редакцией — более гибкая рекламная политика, более агрессивный поиск рекламодателей. И тут уж как повезет: освобождающиеся на рынке ниши так или иначе заполняются, и если на смену ушедшему рекламодателю находится новый — удержаться на прежнем уровне поступлений от рекламы очень даже можно. И здесь цифра в 32%, на которые снизился уровень рекламных поступлений в российские СМИ в 2015 году, пугать не должна: это не более чем пресловутая «средняя температура по больнице», для одних отраслей экономики и освещающих их изданий она больше, для других — меньше, для третьих, где места одних игроков заняли другие, снижения рекламных поступлений в отраслевые издания практически не замечено.

А вот повысить доходы за счет распространения по подписке отраслевым изданиям труднее. С одной стороны, журнал или газета — товар низкоэластичный: незначительное, в пределах нескольких процентов повышение цены на него не заставит подписчика отказаться от издания. С другой стороны, часть тиража, распространяемого по подписке, зачастую меньше той, которая распространяется на отраслевых выставках, и в этом случае принципиально сложившегося положения вещей такой ход (увеличение подписной цены) не поправит.

И уж почти совсем безнадежное дело — попытка продать часть тиража через розничные сети. И в лучшие времена несколько точек в торговых и офисных центрах, аэропортах, вокзалах и т.д., где были представлены отраслевые издания, были, скорее, имиджевым ходом редакции, чем источником ее дохода. Даже в мегаполисе количество точек, где отраслевые издания могли бы продаваться, очень ограничено. Конечно, теоретически можно попытаться продавать журнал в специализированных магазинах, сетях ритейла и киосках — но высокие входные бонусы в эти сети заставили отказаться от подобной идеи даже более массовые нишевые издания, например, посвященные бизнесу, путешествиям и т.д.. А для узкоспециализированных отраслевых журналов и газет такая игра не стоит свеч и подавно.

И уж совсем неудачным способом сократить расходы для редакции остаются кадровые сокращения. Как показывает сравнительно недавний опыт конца девяностых годов прошлого века, читатель готов простить изданию, к которому он привык, многое: уменьшение количества страниц, даже перебои с периодичностью выхода — многое, кроме одного: ухудшения качества контента. Поэтому сокращение числа творческих сотрудников, к чьим публикациям аудитория привыкла, отказ от услуг удаленных экспертов и авторов, работающих на фрилансе — пожалуй, худшее, что можно придумать в целях оптимизации расходов редакции в условиях кризиса. Иначе, решая экономические проблемы, можно создать другие, не менее серьезные — проблемы кадровые.

Многие издания в нынешних условиях пошли путем развития дополнительных сервисов и предложения платного контента (аналитики, статистики, результатов опросов и др.) через свой официальный сайт или мобильную версию. Кардинально это сложившегося положения вещей не улучшит, но часть потерянных доходов от рекламы поможет компенсировать вполне.

И, конечно же, остается надеяться, что отмененные субсидии государства на подписку печатных СМИ будут возобновлены — причем не только для социально-ориентированных изданий, но и для специализированных, включая отраслевые. Над этим вопросом всерьез работают упомянутая АРПП и целый ряд других профессиональных объединений, и некоторый повод для оптимизма в этом вопросе у издателей есть. В конце концов, поручения Президента России органам исполнительной власти повысить доступность книжной и печатной продукции для населения, содействовать деятельности индустрии печатных СМИ — никто не отменял.

Распечатать


Подписка на новости с сайта

Мы сами не любим получать десятки писем с бесполезной информацией и отправлять их в спам, так что обещаем присылать только интересные письма и только по спецтехнике
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Категории
Статьи

Комментировать

*

*

Похожие

  • Автогрейдер: эволюция

    Как это часто случается с изобретениями, прототип современного грейдера появился гораздо раньше, чем возникла потребность в машинах этого типа. Еще в конце XVIII века (а, если быть точным, в...
  • Гелиоэнергетика для города: пять впечатляющих проектов

    Современный город, потребляя значительное количество энергии для обеспечения жизнедеятельности сотен тысяч или даже миллионов жителей, особенно нуждается в дополнительных источниках энергии. Однако городская среда имеет некоторые ограничения для распространения...
  • Промышленная очистка воды

    Водоочистка и водоподготовка Часто разделяют водоочистку, в результате которой из воды удаляются примеси, вредные для здоровья человека и водоподготовку, когда воду приводят в соответствие с требованиями, диктуемых той или...
  • Высокая порода – телескопические погрузчики

    Способность работать на значительных высотах и в большом радиусе досягаемости делает телескопический погрузчик востребованной машиной как в складском деле, так и у строительно-монтажных компаний. Подать сыпучий груз или штучный,...
Журнал "Прогресс технологий"