Тяни и толкай – Гусеничный бульдозер

После обстоятельной статьи о пневмоколесных бульдозерах, в которой мы сравнили известные модели и обозначили сферу их применения, было бы несправедливо обойти вниманием более распространенную разновидность этих машин— гусеничную. В нынешнем номере журнала мы восполняем этот пробел

ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫЙ АГРЕГАТ

Гусеничный бульдозер — разновидность спецтехники, представляющая собой трактор-тягач, снабженный отвалом с ножами в качестве основного рабочего органа. Его главное назначение — разработка и перемещение грунта и сыпучих субстанций. Эта техника незаменима для того, чтобы возводить насыпи, рыть небольшие котлованы, осуществлять расчистку территории и разравнивание земельных участков. Основные пользователи этой техники — строительные и дорожно-строительные компании, а также предприятия, специализирующиеся на сносе зданий.

Отвал, благодаря которому бульдозер отличается от обычного гусеничного трактора-тягача, имеет гидравлический, механический или электромеханический привод. Бульдозерный отвал может быть поворотным либо неповоротным и представляет собой металлическую конструкцию с прочным лобовым листом, на нижней кромке которого располагаются сменные ножи. Верхняя кромка рабочего органа бульдозера часто имеет козырек, предотвращающий пересыпание грунта через отвал. В зависимости от формы отвала выделяют прямые, полусферические и сферические отвалы. В зависимости от того, с каким грунтом предстоит работать бульдозеру, отвал может доукомплектовываться различными дополнительными приспособлениями, такими как открылки, удлинители, сменные расширители.

Возможности использования бульдозера увеличиваются при оснащении машины дополнительным оборудованием вроде откосников, рыхлителей и так далее. Иногда в отдельный подкласс этой техники выделяют бульдозеры-корчеватели и кусторезы, предназначенные для работы с зелеными насаждениями.

ЧТО МОЖЕТ БУЛЬДОЗЕР

Спектр задач, которые способен решить гусеничный бульдозер, довольно широк. Кроме вышеупомянутого сооружения насыпей и разработки котлованов эта техника способна осуществить зачистку пологих откосов, послойное разравнивание, копание и перемещение грунтов, расчистку заснеженных автодорог и площадей, перемещение сыпучих материалов, разработку неглубоких котлованов и каналов, снос строительных объектов, уплотнение и перемещение бытовых и строительных отходов на свалках и санитарных полигонов — для последнего используются отвалы специального типа, более высокие и оснащенные вверху решеткой для визуального контроля процесса оператором. А вот для того, чтобы очистить от снега взлетно-посадочную полосу аэродрома гусеничный бульдозер не подойдет: даже относительно легкая машина этого типа способна повредить покрытие, поэтому для задач такого рода чаще используют пневмоколесные бульдозеры. В целом конкуренции между колесными и гусеничными машинами этого типа не существует: каждая из них лучше другой подходит для выполнения тех или иных задач — при этом гусеничные модели получили в целом более широкое распространение.

Гусеничные бульдозеры способны создавать более значительное тяговое усилие, чем пневмоколесные разновидности спецтехники этого вида. Кроме того, благодаря гусеницам как типу движителя и низко расположенному центру тяжести, проходимость этих машин существенно выше, а устойчивость — больше. Однако гусеничная техника при этом имеет существенные ограничения по перемещению своим ходом, также уступая в скорости и маневренности.

Гусеничный бульдозер — довольно неприхотливая к условиям работы разновидность спецтехники, что позволяет использовать ее для землеройно-транспортных
работ на различных грунтах и территориях с разными климатическими характеристиками, вплоть до самых суровых.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Рабочий цикл бульдозера может быть описан следующим образом. При движении машины вперед происходит заглубление отвала в грунт. Срезая слой грунта, бульдозер толкает его увеличивающуюся массу перед собой до места разгрузки. Когда отсыпка грунта завершена, оператор машины поднимает отвал в транспортное положение и возвращает машину на исходное положение для начала нового цикла — и так нужное количество раз, до достижения желаемого результата.

Учитывая особенности рабочего цикла гусеничного бульдозера, нетрудно сделать вывод, что производительность бульдозера прямо зависит от его мощности и массы, поэтому конструкторы этих машин, создавая новые и усовершенствуя уже существующие модели данной техники, стремятся найти баланс между двумя этими базовыми характеристиками.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ТЯГОВОМУ УСИЛИЮ

Наиболее распространена классификация бульдозеров на основе тягового усилия. Сзади каждой машины находится крюк, по усилию, которое развивает на нем машина, данную спецтехнику и принято классифицировать.

Сверхтяжелые бульдозеры имеют тяговое усилие более 35 тонн; подобная техника используется для разработки горных и скальных пород и при строительстве объектов вроде крупных гидроэлектростанций.

Тяговое усилие тяжелых бульдозеров — от 9 до 35 тонн. Это наиболее распространенный класс для гусеничных машин. Строительство дорог, дамб, разработка полезных ископаемых открытым способом, подготовка строительных площадок — все эти задачи относятся к компетенции именно тяжелых бульдозеров. Кроме того, именно эти машины могут при необходимости оснащаться рыхлителем — у более легкой техники его, как правило, нет.

Средние бульдозеры, с тяговым усилием от 3 до 9 тонн, применяют для разработки грунтов первой и второй категории, для очистки и планировки территории.

К мини-бульдозерам принято относить машины весом до 10 тонн — компактные, легко транспортируемые к месту работ с помощью грузовика. Благодаря своим
относительно небольшим размерам они могут использоваться внутри ангаров, шахт, тоннелей и других строительных объектов. Их сравнительно небольшой вес равномерно распределяется по всей площади соприкосновения с землей, что позволяет применять их даже на мягких грунтах. В городе эта черта особенно важна при работе в садово-парковых зонах, где недопустимы повреждения газонов, дорожек и других покрытий.

Компактные бульдозеры выпускает целый ряд производителей из разных стран: Case, Caterpillar, Daewoo, Dressta, FIAT-KOBELCO, Hyundai, Hitachi, HSW, John Deere, Komatsu, Shantui, XCMG и Walbon. При этом цена на технику мини-класса значительно меньше, чем на полноразмерные гусеничные бульдозеры.

В качестве примера мини-техники такого рода можно назвать модель Komatsu D31P-20, эксплуатационная масса которой 7660 килограммов. Габариты бульдозера (длина/ширина/высота) — 4690х2780х2045 миллиметров. Давление машины на грунт — 0,20 килограмма на квадратный сантиметр. Максимальная высота подъема отвала относительно рабочей поверхности — 1630 миллиметров, максимальная величина его углубления в грунт — 650 миллиметров.

Легкие бульдозеры, чье тяговое усилие от 0,6 до 3 тонн, используются коммунальными службами и дорожными организациями для расчистки снега и уборки мусора. Такие машины отлично справляются с перемещением относительно легких строительных материалов вроде сухого песка и строительного щебня.

И наконец, сверхлегкие машины этого типа относятся к классу мини-техники и имеют тяговое усилие до 0,6 тонны. Они находят применение в садово-парковых
хозяйствах, где используются для перемещения небольших объемов легкосыпучих материалов.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТИПА МАШИНЫ

В середине XIX века Джеймс Отис, известный как изобретатель парового экскаватора, оснастил трактор на паровой тяге деревянным щитом в виде лопаты — прообразом современного бульдозерного отвала. При этом первые бульдозеры, которые можно рассматривать как машины с хоть сколько-нибудь серьезной производительностью, появились в США в 1929 году и имели мощность от 15 до 30 лошадиных сил.

Поскольку главной рабочей характеристикой бульдозера, как уже было сказано, является горизонтальная тяга, дальнейшее развитие этого типа машин шло по пути улучшения его тяговых качеств. С одной стороны — масса новых моделей становилась все больше, с другой — совершенствовалась их конструкция: увеличивался коэффициент сцепления движителей с поверхностью, росла согласованность работы двигателя и трансмиссии, совершенствовался отвал и регулировки его рабочих положений, троссовое управление им постепенно было заменено на гидравлическое. Это позволило достичь возможности принудительного заглубления отвала и работать с твердыми грунтами.

Для работы с разными грунтами расширялся типоразмерный ряд бульдозеров, причем в большей степени — по пути увеличения размера. К концу ХХ века этот процесс достиг своих технических границ. Так, масса одной из наиболее популярных в мире моделей САТ D9 могла достигать 108 тонн — и это не самый тяжелый бульдозер производства Caterpillar.

В качестве примера современного гусеничного бульдозера отечественного производства можно назвать модель Б-11, выпускаемую ООО «ЧТЗ-Уралтрак». В проектировке бульдозера вместе со специалистами челябинского предприятия принимают участие и эксперты машиностроительного холдинга Shandong Heavy Industry Group (КНР).

Машина массой 21,3 тонны оснащается двигателем Cummins QSB 6.7 или ЯМЗ-236Н-3 мощностью 190 л.с., электромеханической трансмиссией и относится к тяговому классу 10. Бульдозер Б-11 развивает на третьей передаче скорость до 10,86 километра в час передним ходом и 13,48 километра в час — задним. База трактора — 2880 мм; ширина гусеницы — 690 мм, дорожный просвет — 435 мм, колея — 1880 / 2080 мм; удельное давление машины на грунт составляет 0,055 МПа.

Улучшенные сравнительно с прошлыми моделями условия труда операторов, высокая производительность, надежность и современный дизайн делают этот бульдозер
незаменимой разработкой и удачным приобретением для использования как в строительстве, так и в сельском хозяйстве. Из новшеств в конструкции бульдозера
следует отметить специальные планетарные бортовые редукторы и оси качания ходовых тележек. Для снижения уровня шума на рабочем месте оператора капот машины сделан в виде отдельной капсулы, а его откидные боковые створки выполнены из стеклопластика с особым шумопоглощающим слоем.

Возможности бульдозера по разработке грунта ощутимо возросли с появлением на них рыхлителей, управление которыми также осуществлялось посредством гидросистемы. На тяжелых бульдозерах устанавливали виброрыхлители, позволявшие разрабатывать даже очень сложный грунт.

Нынешние бульдозеры давно ушли от сельскохозяйственного трактора, с которого начиналась их история. Сегодня базовой машиной для гусеничного бульдозера является промышленный трактор, у которого другие требования к ходовой системе и который по мере необходимости может оснащаться самым разным навесным и прицепным оборудованием. Собственно же бульдозер в наше время имеет довольно узкую специализацию, но ни в коем случае не является архаичным типом спецтехники.

КОНКУРЕНТЫ БУЛЬДОЗЕРА

Несколько типов отвала, одно- и трехзубые рыхлители, возможность установки гусениц разной ширины и длины на одну и ту же машину, использование лазерных
стабилизаторов для планирования поверхностей, работа под управлением бортового компьютера, в который предварительно загружена трехмерная модель объекта, — все эти возможности делают современный гусеничный бульдозер высокопроизводительной машиной. Тем не менее по причине своей изначальной функциональной ограниченности (тяни/толкай) конкуренцию со стороны других типов машин бульдозер все же испытывает.

Ближайший конкурент — колесный бульдозер, который мобильнее и безопаснее для асфальтобетонных покрытий.

Карьерные бульдозеры — наиболее габаритные и тяжеловесные во всем семействе этих гусеничных машин. Особое место среди производителей этой техники занимает компания Caterpillar, чьи карьерные бульдозеры работают в десятках стран, включая Россию. В нашей стране наиболее известны модели D8R, D9R, D10R, – а также одни из наиболее мощных машин этого производителя D11R, D11T, D11T CD. Вес каждой из этих моделей превышает сотню тонн, а мощность устанавливаемого на них двигателя CAT C32 — 850 л.с., что позволяет этим машинам легко перемещать большие массы горной породы. Существенную помощь в работе оператору этих карьерных бульдозеров оказывает наличие систем отслеживания рельефа и положения отвала. А современное электронное оборудование и комфортные условия работы в просторной кабине делают управление мощным бульдозером достаточно легким и простым.

Еще один вид, способный заменять бульдозер (чаще всего в дорожном строительстве), — автогрейдер, чьи возможности планировки несколько выше.

К числу конкурентов следует отнести и строительные экскаваторы, гусеничные и колесные), которые оснащаются бульдозерным отвалом, с помощью которого они выполняют планировку площадок для дальнейшей работы на них, а также засыпают траншеи и котлованы. Ковшовые погрузчики и экскаваторы-погрузчики также
можно отнести к числу машин-конкурентов бульдозера, способных заменить его в некоторых строительных операциях.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК БУЛЬДОЗЕРОВ в 2016 ГОДУ

При большом выборе техники, способной заменить гусеничный бульдозер с большей или меньшей эффективностью, сегодня, в начале XXI века, эта машина тем не менее продолжает оставаться востребованной как узко специализированный землеройный агрегат. В пользу этого свидетельствует даже беглый взгляд на статистику производства этих машин в мире и, в частности, в России.

Так, в 2016 году, по данным «АСМ-Холдинга», российскими производственными предприятиями изготовлено ровно 600 гусеничных бульдозеров, промышленных тракторов и трубоукладчиков — то есть машин, имеющих один базовый тип. Лидирует среди отечественных производителей челябинский «ЧТЗ-Уралтрак», выпустивший в прошлом году 451 такую машину — из них 350 бульдозеров. На втором месте — компания «ДСТ-Урал», с конвейера которой за тот же период сошло 96 единиц подобной техники, из них 85 — гусеничных бульдозеров. Третье место — у компаниии «ЧЕТРА — Промышленные машины», изготовившей за прошлый год 49 единиц подобной техники, 41 из которых приходится на бульдозеры. Среди производителей гусеничной техники нужно также упомянуть Березовский ремонтно-механический завод и компанию «Дормаш».

В последние годы наметился рост интереса пользователей к российской спецтехнике — включая гусеничные бульдозеры и промышленные тракторы. Отчасти это связано с «войной санкций» и ограничением для государственных предприятий в использовании импортных машин, отчасти — с дальнейшим развитием российскими производителями доступного сервиса в разных регионах страны. Еще одна причина — развитие рынка аренды спецтехники, который с 2014 по 2016 год подрастает ежегодно на 7 — 10%. Только в 2016 году почти 70% российских строительных компаний хотя бы раз прибегали к услугам предприятий, предоставляющих спецтехнику
в аренду.

Именно поэтому ряд отечественных производителей также активно работают в этом направлении — примером может служить работа в тандеме предприятий «ЧЕТРА — Промышленные машины» и «АСК» (Арендно-сервисная компаниия): за два года работы ими был пройден путь от арендного парка, состоящего из нескольких промышленных тракторов и бульдозеров, до предоставления комплексных решений в сфере дорожно-строительной техники по всей России.

Распечатать


Подписка на новости с сайта

Мы сами не любим получать десятки писем с бесполезной информацией и отправлять их в спам, так что обещаем присылать только интересные письма и только по спецтехнике
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Категории
БульдозерыДорожно-строительная техника

Комментировать

*

*

Похожие

  • Аренда самосвала

    Российский рынок предлагает широкий выбор спецтехники и коммерческого транспорта, включая варианты их его приобретения: покупка, лизинг, аренда. Если вас интересует возможность транспортировки грузов с последующей быстрой выгрузкой, то стоит...
  • Аренда экскаватора

    Что такое экскаватор? Конструктивно экскаватор представляет собой машину на раме, с закрепленным опорно-поворотным устройством, на котором монтируются: платформа с силовой установкой кабина оператора трансмиссионные узлы стреловое оборудование с ковшовым...
  • Дорожный ремонт зимой

    ХОЛОДНЫЙ АСФАЛЬТ Отрицательные температуры в какой-то мере защищают дорожное покрытие от деформации. Однако в течение зимы неоднократные оттепели делают дорожные одежды особенно уязвимыми, в результате чего при интенсивном движении автотранспорта...
  • Аренда погрузчика

    Если составлять перечень спецтехники, наиболее востребованной в наше время широким кругом потребителей – от коммунальных хозяйств до крупных складов и дорожно-строительных управлений – то в Топ-10 этого списка обязательно...
Журнал "Прогресс технологий"